«Жить
сегодняшним днём.» Возможно ли это и нужно ли? Ты, твоё сознание, можешь жить
«сегодняшним» днём, но у твоего организма с большей вероятностью будет
«завтра». Если «сегодня» ты пьёшь до одурения и развлекаешься, то «завтра» тебя
ждёт неизбежное похмелье. Если ты человека, отдающий отчёт своим действиям,
если ты взрослый и дееспособный, а самое главное – разумный, то ты в любом
случае будешь жить «завтра».
Будущее
наступает каждую секунду. Смысл тратить эту секунду на мнимое удовольствие?
«Мнимое» потому, что оно вернётся с той же долей страдания. Высшее же
удовольствие (а потому истинное) заключается в духовном возвышении, в
созерцании и созидания мира. Гедонизм в идеале должен представлять именно это
времяпрепровождение, а не «пьянки и гулянки». Человек, получающий удовольствие
от лицезрения природы, - гедонист. Человек, получающий удовольствие от
нахождения в тишине наедине с самим собой, - человек, достигший высшей степени
духовного просветления, насколько она может быть достижима человеком. Этой личности
интересно уже от того, что он мыслит, и он уже рад тому, что живёт.
Древнегреческие
философы, насколько мне известно, стремились именно к этому. Это были
просвещённый люди, имеющие вес в обществе. Ведь они были не только философами,
но и политиками. Из женщин же своей образованностью могли похвастаться гетеры.
И, опять же, их услуги не ограничивались лишь занятием любовью. Отнюдь, они
могли поддержать любую беседу, а потому не зря имели немало привилегий, а также
уважение со стороны сильных мира сего. Это ли ни забывают современные
последователи?
Извращение
понятия гедонизма служит плохую шутку с людьми, не видящими глубины вещей.
Гедонист может быть и законченным эгоцентристом, а может и альтруистом, без
остатка отдающим себя другим. И в первом, и во втором случае жизнь для
гедониста завершается печально, с той лишь разницей, что в первом эго-гедонист
сам приходит к развязке рано, получив в отместку за полученное удовольствие
мучительные страдания и смерть, и в течение жизни принеся не меньшие страдания
окружающим, а во втором – соц-гедонист кончает жизнь с приходом истощения,
морального и физического, когда жизненные силы полностью иссякнут. Однако жизнь
соц-гедониста не будет бессмысленна в глазах его и общества, потому что, по
крайней мере, он будет понимать, пребывая на смертном одре, что деятельность
его принесла радость и пользу окружающим. Эго-гедонист же сам не раз перед
смертью будет задумываться о смысле собственного бытия, и неутешительный
результат его деяний не принесёт и толики гордости, вызывая тем самым в
сознании эгоцентриста неприятные чувства и приводя того же субъекта к
депрессивному состоянию. Моральная боль от осознания последствий своего выбора,
обиды на себя и физическая – как итог, месть организма за издевательство над
ним, приведут к медленной смерти.
Стоит ли искать
удовольствие? Очевидно, нет. Оно создано природой не для того, чтобы ждать, а
для того, чтобы его испытывать и дать испытать его другим. И, следуя из всего
вышеупомянутого, к плачевному завершению приведёт постановка целью стремление
получить удовольствие, момент его ощущения и оно само, как идеология. Таким
образом произойдёт сдвиг мотива на цель (как пример – судьба Альберта Фиша). Но
это уже совершенно иная история, выходящая за рамки одного лишь гедонизма и
раскрытия сущности процесса, психологии ощущения.