(по произведению Чехова «Скучная история» (диалог
Николая Степаныча и Кати о таланте актёра))
На мой взгляд, в данном тексте кроется
проблема неуверенности и тревоги, не дающих главной героине раскрыть свои
актёрские способности. Эта неуверенность, соединившись с волнением и страхом,
лишает предприимчивости и, как выразился Николай Степаныч, делает из девушки
жертву. В истинности, жертвой собственных тревожности, волнений, излишне
критичного отношения к себе и своим заслугам.
Героиня, очевидно, не уверенна в собственных
возможностях, о чём свидетельствуют её выражения, вроде того, что её сыграет
даже плохой актёр, что у неё нет таланта, но зато много самолюбия.
Вспыльчивость и резкость подчёркивают внутреннюю тревогу, которая таким образом
выходит наружу, так как иначе, если бы Катя подавляла сии эмоции, переживания с
удвоенной силой отравляли бы, выказывая тем самым взаимность.
Друг девушки старается, как и любой друг,
помочь ей советом, поставить на верный, с его точки зрения, путь. В ответ же,
как мы можем видеть, он получает отрицание – типичную реакцию человека, не
желающего что-либо предпринимать, но, однако, знающего о неверности своего
решения. В Кате нет сил бороться с собственными эмоциями, вызванными, как
говорилось выше, критичностью, сомнениями, переходящими в волнение и страх.
Также о внутренней нестабильности Кати
говорит такой невербальный показатель, как дрожь в руках. Покрасневшее лицо –
признак осознания не спланированного заранее действия, в контексте - признания.
Ведь люди, пребывающие в подобном состоянии, привыкли скрывать переполняющую их
бурю эмоций. Им есть, что сказать, но страх останавливает их в этом
спасительном действе, в попытке выбраться, выпутаться из съедающей пучины
неизбежного падения, а если описывать не столь метафорично, то эмоционального
истощения и физического бессилия, апатии и боли.
Антон Павлович Чехов очень тонко передаёт
внутреннее состояние персонажа вышеперечисленными моментами в тексте, чем
создаёт основу для анализа сего состояния с позиции не простого читателя, но и
человека рассуждающего и мыслящего. Чехов, описывая мысли и речи Николая
Степаныча, высказывает собственное мнение по данному вопросу, проблеме, причём,
говоря о решении, оценивая поступки, слова и манеры героя. В каком-то смысле,
это минимальное пособие дальнейших действий для людей с теми же проблемами, и
автор здесь выступает и другом, и врачом. Но увидеть это может либо человек
наблюдательный, либо – со схожими с Катей тревогами, проще говоря, не всякий,
но практически каждый видит в поведении главной героини «что-то», дающее понять
о неуравновешенности девушки.
Лично я согласна с автором, его позицией
созидателя, теоретика и помощника. Неуверенность, перерастая в чрезмерную
критику, затем – в волнение, самоуничижение и нерешительность, представляет
собой серьёзное препятствие для человека, оказавшегося одиноким – внутренне
одиноким – посреди нарастающих проблем. Такие люди не находят сил, измучившись
от тревожных мыслей и эмоций, начать действовать. В условиях нервного
истощения, неспособные принимать какие-либо меры, они превращаются в жертв,
испытывающих невыразимую потребность в помощи. Такая проблема – болезнь,
кончающаяся крайне плачевно, а потому требующая немедленного лечения.